Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1805, редакция 2010 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
31 декабря 2006 г. N 1805
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВА И ПЕРЕПЛАНИРОВКИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМАХ И ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ОДНОКВАРТИРНЫХ, БЛОКИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ И НЕЖИЛЫХ ПОСТРОЕК НА ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ
(в ред. постановлений Совмина от 17.12.2007 N 1747,
от 25.02.2008 N 272, от 02.08.2008 N 1103,
от 23.07.2010 N 1103, от 20.10.2010 N 1526)
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
«Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», 18.01.2007, N 15, 5/24535
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Утрачивает силу с момента внесения дополнений в Жилищный кодекс Республики Беларусь по вопросам переустройства, перепланировки и реконструкции жилых помещений (пункт 6 данного документа).
Данная редакция подготовлена с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2010 N 1526, вступающих в силу с 28 ноября 2010 года. До 28 ноября 2010 года данный документ действует в редакции от 23 июля 2010 года.
Вступил в силу через три месяца после официального опубликования (пункт 6 данного документа).
Название документа
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2006 N 1805
(ред. от 20.10.2010)
«Об утверждении Положения о порядке переустройства и перепланировки жилых помещений в многоквартирных жилых домах и Положения о порядке реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории»
(с изм. и доп., вступающими в силу с 28.11.2010)
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о порядке переустройства и перепланировки жилых помещений в многоквартирных жилых домах;
Положение о порядке реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории.
2. Контроль за осуществлением переустройства и перепланировки жилых помещений в многоквартирных жилых домах, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории возложить на местные исполнительные и распорядительные органы.
3. Республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
4. Предоставить право Министерству жилищно-коммунального хозяйства разъяснять вопросы, связанные с применением настоящего постановления.
5. Лица, осуществившие до вступления в силу настоящего постановления переустройство и (или) перепланировку жилых помещений в многоквартирных жилых домах, реконструкцию одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории без разрешения местных исполнительных и распорядительных органов, обязаны за свой счет привести эти помещение, дом, постройку в прежнее до проведения переустройства и (или) перепланировки, реконструкции состояние или получить согласие на указанные переустройство и (или) перепланировку, реконструкцию в порядке, установленном настоящим постановлением.
6. Настоящее постановление вступает в силу через три месяца после его официального опубликования и действует до внесения дополнений в Жилищный кодекс Республики Беларусь по вопросам переустройства, перепланировки и реконструкции жилых помещений.
Премьер-министр Республики Беларусь С. СИДОРСКИЙ
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
31.12.2006 N 1805
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ОДНОКВАРТИРНЫХ, БЛОКИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ И НЕЖИЛЫХ ПОСТРОЕК НА ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ
(в ред. постановлений Совмина от 17.12.2007 N 1747,
от 23.07.2010 N 1103, от 20.10.2010 N 1526)
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и квартир в их составе, нежилых построек на придомовой территории, выполняемых по инициативе застройщика.
2. Для целей настоящего Положения используются следующие термины и их определения:
задание на проектирование — перечень и содержание основных данных и требований по разработке проектной документации в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
застройщик — физическое или юридическое лицо (собственник, наниматель одноквартирного, блокированного жилого дома (квартиры в его составе) или уполномоченное им лицо, по инициативе которого осуществляется реконструкция этого дома и (или) нежилых построек на придомовой территории;
нежилые постройки на придомовой территории — строения и сооружения при одноквартирном, блокированном жилом доме, пространственно отделенные от объема этого дома и предназначенные для хозяйственно-бытовых нужд проживающих;
реконструкция одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории — совокупность строительных работ и мероприятий, направленных на использование по иному назначению этих домов и построек, их частей (включая отдельные помещения) и (или) связанных с изменением их основных технико-экономических показателей и параметров;
(в ред. постановления Совмина от 20.10.2010 N 1526)
(см. текст в предыдущей редакции)
эскизное решение — этап, включаемый в проектную документацию, состав и содержание которого определяются техническими нормативными правовыми актами.
Глава 2
ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ
3. Для проведения реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов (далее — жилые дома) и нежилых построек на придомовой территории (далее — нежилые постройки) застройщик подает в местный исполнительный и распорядительный орган заявление о разрешении реконструкции жилого дома и нежилых построек (далее — заявление).
(в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1103)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Перечень документов и (или) сведений, прилагаемых к заявлению, бланк которого выдается местным исполнительным и распорядительным органом, и срок принятия решения о разрешении на реконструкцию одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории указаны в пункте 9.3.2 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. N 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 119, 1/11590).
(п. 4 в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1103)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Исключен.
(п. 5 исключен.— Постановление Совмина от 17.12.2007 N 1747)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Копии документов, удостоверяющих право собственности инициатора на помещение, технического паспорта на это помещение, документа, удостоверяющего право на земельный участок, отведенный для строительства и обслуживания жилого дома (далее — земельный участок), земельно-кадастрового плана запрашиваются в установленном порядке местным исполнительным и распорядительным органом, а также могут быть предоставлены застройщиком самостоятельно.
7. Сбор исходных данных на проектирование от заинтересованных организаций осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом в порядке, установленном в статье 22 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 года «Об основах административных процедур» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 264, 2/1530).
(п. 7 в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1103)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. На основании представленных застройщиком документов местный исполнительный и распорядительный орган принимает решение о разрешении на реконструкцию одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории (далее — разрешение местного исполнительного и распорядительного органа) или направляет застройщику мотивированный отказ.
(в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1103)
(см. текст в предыдущей редакции)
8–1. Разрешение местного исполнительного и распорядительного органа требуется для проведения работ по:
изменению количества и (или) общей площади жилых помещений жилого дома;
изменению строительного объема или общей площади жилого дома и (или) нежилых построек;
замене несущих конструкций (отдельных видов таких конструкций) жилого дома и (или) нежилых построек;
устройству балконов или лоджий;
оснащению дополнительными видами инженерного оборудования жилого дома и (или) нежилых построек;
устройству (переустройству) наружных сетей, кроме магистральных.
(п. 8–1 введен постановлением Совмина от 20.10.2010 N 1526)
9. На основании разрешения местного исполнительного и распорядительного органа застройщик осуществляет:
9.1. разработку и согласование в установленном порядке проекта, а также при необходимости проведение его государственной вневедомственной экспертизы;
9.2. вынос осей объектов реконструкции в натуру (при необходимости выполнения таких работ);
9.3. получение положительного заключения либо согласования:
территориального органа архитектуры и градостроительства в соответствии с его компетенцией по проекту реконструкции;
государственной вневедомственной экспертизы по проекту инженерного оборудования (при подключении помещений жилого дома и нежилых построек к местным централизованным инженерным сетям и устройстве локальных инженерных систем);
государственной вневедомственной экспертизы по проекту на реконструкцию (для жилых домов высотой более двух этажей (более 10 метров);
9.4. разрешения Министерства культуры, если здание внесено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;
9.5. открытие финансирования.
10. Разрешительным документом на выполнение работ по инженерному оборудованию жилого дома и нежилых построек является письменное разрешение местного исполнительного и распорядительного органа.
На основании этого разрешения застройщик осуществляет:
разработку, согласование и государственную вневедомственную экспертизу проекта;
заключение договора подряда с исполнителем работ;
передачу построенных инженерных сетей на техническое обслуживание или на баланс соответствующим эксплуатационным организациям.
11. Отказ местного исполнительного и распорядительного органа в выдаче разрешения на реконструкцию одноквартирных, блокированных жилых домов и квартир в их составе, нежилых построек на придомовой территории может быть обжалован в порядке, установленном законодательством об административных процедурах.
(в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1103)
(см. текст в предыдущей редакции)
Глава 3
СОСТАВ, ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ РЕКОНСТРУКЦИИ
12. Проект реконструкции жилого дома и нежилых построек (далее — проект реконструкции), за исключением жилых домов и нежилых построек III уровня ответственности, разрабатывается по заказу и за счет средств застройщика по договорам с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующие специальные разрешения (лицензии).
Состав этого проекта регламентируется техническими нормативными правовыми актами.
13. Основанием для размещения заказа на разработку проекта реконструкции является решение местного исполнительного и распорядительного органа, а также комплект исходных данных на проектирование от заинтересованных организаций.
14. Согласование проекта реконструкции осуществляется территориальным органом архитектуры и градостроительства по представлению застройщика.
15. Государственная вневедомственная экспертиза проекта реконструкции осуществляется по представлению и за счет застройщика.
16. Проект инженерного оборудования жилых домов и нежилых построек подлежит согласованию с территориальным органом архитектуры и градостроительства, соответствующими эксплуатационными организациями, территориальным центром гигиены и эпидемиологии (при устройстве локальных канализационных систем) и государственной вневедомственной экспертизе в установленном порядке по представлению застройщика.
Состав этого проекта регламентируется техническими нормативными правовыми актами.
Глава 4
ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ
17. Реконструкция жилых домов высотой до двух этажей (до 10 метров) и нежилых построек, за исключением лицензируемых видов строительно-монтажных работ и работ по их инженерному оборудованию, может осуществляться силами самого застройщика на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении реконструкции.
18. Реконструкция жилых домов высотой более двух этажей (более 10 метров), а также производство строительно-монтажных работ по их инженерному оборудованию осуществляются по договорам подряда с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующие специальные разрешения (лицензии).
19. До начала производства строительно-монтажных работ подрядным способом в жилых домах высотой более двух этажей (более 10 метров), за исключением работ по инженерному оборудованию, производитель работ обязан в установленном порядке получить разрешение органов государственного строительного надзора на проведение работ в таких домах, а также разрешение на проведение раскопок, если проектом предусмотрена разработка грунта независимо от способа производства строительных работ.
20. Разрешение на проведение раскопок оформляется соответствующим структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа или уполномоченным им лицом в установленном порядке и выдается производителям работ.
21. Законченные реконструкцией жилые дома и нежилые постройки, а также выделенные согласованным проектом этапы реконструкции подлежат обязательной приемке в эксплуатацию приемочной комиссией, назначаемой местным исполнительным и распорядительным органом по ходатайству застройщика.
Порядок приемки в эксплуатацию законченного реконструкцией жилого дома и нежилых построек определяется законодательством.
22. До начала работы приемочной комиссии застройщик обязан представить в местный исполнительный и распорядительный орган исполнительную документацию:
решение местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении реконструкции;
согласованный проект;
акт выноса осей объекта реконструкции в натуру;
ведомость технических характеристик жилого дома, составленную по заявлению застройщика организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по результатам проверки характеристик недвижимого имущества;
документ, удостоверяющий сдачу застройщиком исполнительной топогеодезической съемки объекта реконструкции местному территориальному органу архитектуры и градостроительства или принятие заказа на выполнение таких работ;
документ, подтверждающий факт закрытия ордера на проведение раскопок, выдаваемый соответствующим структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа или уполномоченным им лицом, если при реконструкции выполнялась разработка грунта.
23. Составление технического паспорта на жилой дом и государственная регистрация изменения или создания в результате реконструкции недвижимого имущества осуществляются организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Глава 5
САМОВОЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
24. Самовольная реконструкция жилых домов и нежилых построек запрещена. Застройщик, осуществивший самовольную реконструкцию жилого дома и нежилых построек, несет ответственность в соответствии с законодательными актами.
25. В случае выявления самовольной реконструкции жилого дома и нежилых построек решение о принятии их в эксплуатацию и регистрации в установленном порядке либо о приведении в прежнее до реконструкции состояние принимается местным исполнительным и распорядительным органом.
Приведение жилого дома и нежилых построек в прежнее до реконструкции состояние выполняется застройщиком, осуществившим самовольную реконструкцию, лично или за его счет.
Наиболее частые вопросы и ответы
Таким образом, при определении того, возможно ли конкретное изменение жилого помещения, необходимо принять во внимание следующее:
- допустимы ли соответствующие изменения исходя из строительных, архитектурных, санитарных и иных специальных норм и правил;
- допустимы ли соответствующие изменения исходя из норм гражданского законодательства (наличие соответствующих правомочий у инициатора перепланировки и пр.).
Следует также отметить, что по вышеуказанным причинам возможность некоторых перепланировок может установить только местный исполком при рассмотрении каждого конкретного случая.
Для получения ответа на вопрос: «Можно ли сделать такие-то изменения или нет?» следует обращаться в структурное подразделение местного исполкома, отвечающее за вопросы архитектуры и градостроительства.
Собираюсь установить спутниковую антенну. Нужны ли какие-нибудь разрешения?
Да, разрешения нужны. Самовольная установка (то есть без соответствующих разрешений) на крышах и фасадах жилых домов индивидуальных антенн и других конструкций прямо запрещена подп. 12.6 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома. Что же касается порядка получения и вида соответствующих разрешений, то тут необходимо руководствоваться Положением о перепланировке квартир.
При этом работы по установке спутниковых антенн представителями местных исполкомов относятся, как правило, к разновидности работ по установке стационарного инженерного оборудования и, следовательно, осуществляются в порядке, изложенном в разделе «Порядок проведения работ, для которых требуются разрешение исполкома и разработка проектной документации».
Собираюсь установить кондиционер в жилом помещении. Нужны ли какие-нибудь разрешения?
Как и в случае со спутниковой антенной, разрешения и проект нужны. Работы по установке кондиционера осуществляются в порядке, изложенном в разделе «Порядок проведения работ, для которых требуются разрешение исполкома и разработка проектной документации».
Можно ли увеличить площадь санузла за счет жилой комнаты?
Скорее всего, увеличить площадь санузла за счет жилой комнаты вам не разрешит местный исполком.
Зато получить разрешение местного исполкома на увеличение санузла за счет коридора, прихожей и иных подсобных помещений шансов больше.
Работы осуществляются в порядке, изложенном в статье «Порядок проведения работ, для которых требуются разрешение исполкома и разработка проектной документации».
Можно ли присоединить к своей квартире часть подвала, чердака?
Наверняка, обладатели квартир, расположенных на первом или последнем этажах многоквартирного жилого дома, неоднократно задумывались над тем, чтобы легально присоединить к своему жилищу часть подвала под ним или часть чердака над ним.
Существуют препятствия для того, чтобы расширить свою квартиру за счет подвала либо чердака. Они предусмотрены как гражданским законодательством, так и архитектурно-строительными нормами.
Дело в том, что подвал и чердак не принадлежат на праве собственности отдельному гражданину, затеявшему ремонт. Это так называемое «общее имущество совместного домовладения».
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 08.01.1998 № 135–3 «О совместном домовладении» (с изменениями и дополнениями) общее имущество — обслуживающие более одного собственника части недвижимого имущества: межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, другие места общего пользования, конструкции дома, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри жилых и (или) нежилых помещений, элементы инженерной инфраструктуры, озеленения и благоустройства, а также отдельно стоящие объекты, служащие целевому использованию здания, и право землепользования.
Не удивляйтесь, что право землепользования включено в состав понятия «общее имущество» совместного домовладения, так как в данном случае речь идет о юридическом термине «имущество», которое включает в себя не только вещи (включая деньги и ценные бумаги), но и иное имущество, в том числе имущественные нрава, в отличие от обыденного понимания «имущества» в смысле «вещи».
Общее имущество совместного домовладения принадлежит всем жильцам дома, у которых имеются на праве собственности квартиры в этом доме.
Таким образом, подвал и чердак принадлежат всем собственникам квартир в данном доме в долях, пропорциональных площади занимаемых квартир. При этом продать или выделить в натуре долю в праве на такое общее имущество нельзя.
Кроме того, местный исполком может не согласовать подобного рода перепланировку исходя из технических соображений.
Тем не менее ничего невозможного нет. Теоретически возможна ситуация, когда часть подвала или чердака не имеет существенного значения для обслуживания многоквартирного жилого дома и собственники квартир не нуждаются в доступе в такие места. В данном случае части указанных помещений могут быть выделены в самостоятельные изолированные помещения (с проведением реконструкции жилого дома, при необходимости) и отчуждены в собственность лицу, которое нуждается в этих помещениях.
Однако все решения в приведенном случае должны приниматься всеми собственниками квартир дома (например, если их 300 человек — то все должны проголосовать «за»). Разумеется, такая реконструкция должна быть допустима с технической точки зрения. В общем, этот вариант возможен, но маловероятен.
Можно ли построить между своей квартирой и лестничной клеткой коридор?
Существуют ситуации, когда для различных хозяйственно-бытовых нужд граждане в многоквартирном жилом доме отгораживаются от общей лестничной клетки, в результате чего образуется «прихожая» перед входами в квартиры.
При этом отгородиться можно различными способами — от более или менее капитальной кирпичной кладки и установки дверей в существующий проем до возведения перегородок из гипсокартона.
В данном случае необходимо применять правила, изложенные в предыдущем подразделе, однако нужно учитывать следующие особенности:
лестничные клетки, площадки возле лифтов и сами лифтовые шахты являются таким общим имуществом, доступ к которому необходим более чем двум собственникам квартир. По этой причине легально «присоединить» такие помещения к квартире без согласия всех остальных жильцов дома нельзя.
И капитальность стен в названном случае значения не имеет: речь идет об общем имуществе, поэтому доступ к нему должны иметь все собственники квартир дома, а не только те, кто про-живает на данном этаже или в данном подъезде.
Если в квартире на первом этаже нет балкона, то разрешат ли его пристроить?
Для однозначного ответа на этот вопрос следует обратиться с соответствующими документами в местный исполком.
Можно отметить, что подобного рода перепланировки могут допускаться, например, только в ходе капитального ремонта всего многоквартирного жилого дома. Вполне может быть, что потребуется также согласие собственников квартир в этом доме.
Можно ли отгородить пространство под балконом на первом этаже со стороны улицы?
Собственники квартир на первом этаже иногда подумывают над тем, чтобы отгородить пространство под балконом со стороны улицы и получить в свое распоряжение погреб.
Как правило, подобного рода работы разрешаются при согласии местного исполкома и разработке проекта, то есть в порядке, изложенном в статье «Порядок проведения работ, для которых требуются разрешение исполкома и разработка проектной документации».
Можно ли соорудить камин в многоквартирном жилом доме?
В случае если речь идет о полноценном камине, который обогревает помещение за счет процесса горения (а не электричества), то, скорее всего (почти 100%), что местный исполком не согласует подобного рода работы.
Начнем с того, что при устройстве камина появляются дополнительные требования к пожарной безопасности, которые в большинстве случаев в наших многоэтажках нельзя выполнить. Кроме того, устройство камина связано с оборудованием соответствующей системы вентиляции, которая может влиять на режим работы уже существующих в доме систем вентиляции, дымо- и газоудаления, что недопустимо при перепланировках (см. раздел «Какие работы запрещены»).
Тем не менее для того, чтобы получить окончательный «приговор» по установке камина в квартире многоквартирного жилого дома, следует обратиться в местный исполком.
Можно ли объединить две квартиры по вертикали?
Возможно, у вас в собственности имеются две смежные по вертикали квартиры: одна — на втором этаже, вторая — на третьем. И вы хотели бы сделать из этих двух квартир одну. Теоретически объединить квартиры можно. Однако есть моменты, затрудняющие реализацию данной перепланировки на практике.
В частности, отсутствует специальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления слияния изолированных помещений по вертикали, поэтому оно осуществляется по правилам, применимым к слиянию помещений, смежных друг с другом по горизонтали.
Кроме того, местный исполком должен дать разрешение на такой вид работ при условии, что они возможны с технической точки зрения. Работы осуществляются в порядке, описанном в статье «Порядок проведения работ, для которых требуются разрешение исполкома и разработка проектной документации», с привлечением юридического лица либо индивидуального предпринимателя, имеющих лицензию на соответствующие строительные работы
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
31 декабря 2006 г. N 1805
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВА И ПЕРЕПЛАНИРОВКИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМАХ И ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ОДНОКВАРТИРНЫХ, БЛОКИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ И НЕЖИЛЫХ ПОСТРОЕК НА ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ
(в ред. постановлений Совмина от 17.12.2007 N 1747,
от 25.02.2008 N 272, от 02.08.2008 N 1103,
от 23.07.2010 N 1103, от 20.10.2010 N 1526)
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
«Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», 18.01.2007, N 15, 5/24535
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Утрачивает силу с момента внесения дополнений в Жилищный кодекс Республики Беларусь по вопросам переустройства, перепланировки и реконструкции жилых помещений (пункт 6 данного документа).
Данная редакция подготовлена с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2010 N 1526, вступающих в силу с 28 ноября 2010 года. До 28 ноября 2010 года данный документ действует в редакции от 23 июля 2010 года.
Вступил в силу через три месяца после официального опубликования (пункт 6 данного документа).
Название документа
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2006 N 1805
(ред. от 20.10.2010)
«Об утверждении Положения о порядке переустройства и перепланировки жилых помещений в многоквартирных жилых домах и Положения о порядке реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории»
(с изм. и доп., вступающими в силу с 28.11.2010)
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о порядке переустройства и перепланировки жилых помещений в многоквартирных жилых домах;
Положение о порядке реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории.
2. Контроль за осуществлением переустройства и перепланировки жилых помещений в многоквартирных жилых домах, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории возложить на местные исполнительные и распорядительные органы.
3. Республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
4. Предоставить право Министерству жилищно-коммунального хозяйства разъяснять вопросы, связанные с применением настоящего постановления.
5. Лица, осуществившие до вступления в силу настоящего постановления переустройство и (или) перепланировку жилых помещений в многоквартирных жилых домах, реконструкцию одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории без разрешения местных исполнительных и распорядительных органов, обязаны за свой счет привести эти помещение, дом, постройку в прежнее до проведения переустройства и (или) перепланировки, реконструкции состояние или получить согласие на указанные переустройство и (или) перепланировку, реконструкцию в порядке, установленном настоящим постановлением.
6. Настоящее постановление вступает в силу через три месяца после его официального опубликования и действует до внесения дополнений в Жилищный кодекс Республики Беларусь по вопросам переустройства, перепланировки и реконструкции жилых помещений.
Премьер-министр Республики Беларусь С. СИДОРСКИЙ
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
31.12.2006 N 1805
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ОДНОКВАРТИРНЫХ, БЛОКИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ И НЕЖИЛЫХ ПОСТРОЕК НА ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ
(в ред. постановлений Совмина от 17.12.2007 N 1747,
от 23.07.2010 N 1103, от 20.10.2010 N 1526)
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и квартир в их составе, нежилых построек на придомовой территории, выполняемых по инициативе застройщика.
2. Для целей настоящего Положения используются следующие термины и их определения:
задание на проектирование — перечень и содержание основных данных и требований по разработке проектной документации в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
застройщик — физическое или юридическое лицо (собственник, наниматель одноквартирного, блокированного жилого дома (квартиры в его составе) или уполномоченное им лицо, по инициативе которого осуществляется реконструкция этого дома и (или) нежилых построек на придомовой территории;
нежилые постройки на придомовой территории — строения и сооружения при одноквартирном, блокированном жилом доме, пространственно отделенные от объема этого дома и предназначенные для хозяйственно-бытовых нужд проживающих;
реконструкция одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории — совокупность строительных работ и мероприятий, направленных на использование по иному назначению этих домов и построек, их частей (включая отдельные помещения) и (или) связанных с изменением их основных технико-экономических показателей и параметров;
(в ред. постановления Совмина от 20.10.2010 N 1526)
(см. текст в предыдущей редакции)
эскизное решение — этап, включаемый в проектную документацию, состав и содержание которого определяются техническими нормативными правовыми актами.
Глава 2
ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ
3. Для проведения реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов (далее — жилые дома) и нежилых построек на придомовой территории (далее — нежилые постройки) застройщик подает в местный исполнительный и распорядительный орган заявление о разрешении реконструкции жилого дома и нежилых построек (далее — заявление).
(в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1103)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Перечень документов и (или) сведений, прилагаемых к заявлению, бланк которого выдается местным исполнительным и распорядительным органом, и срок принятия решения о разрешении на реконструкцию одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории указаны в пункте 9.3.2 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. N 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 119, 1/11590).
(п. 4 в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1103)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Исключен.
(п. 5 исключен.— Постановление Совмина от 17.12.2007 N 1747)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Копии документов, удостоверяющих право собственности инициатора на помещение, технического паспорта на это помещение, документа, удостоверяющего право на земельный участок, отведенный для строительства и обслуживания жилого дома (далее — земельный участок), земельно-кадастрового плана запрашиваются в установленном порядке местным исполнительным и распорядительным органом, а также могут быть предоставлены застройщиком самостоятельно.
7. Сбор исходных данных на проектирование от заинтересованных организаций осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом в порядке, установленном в статье 22 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 года «Об основах административных процедур» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 264, 2/1530).
(п. 7 в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1103)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. На основании представленных застройщиком документов местный исполнительный и распорядительный орган принимает решение о разрешении на реконструкцию одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории (далее — разрешение местного исполнительного и распорядительного органа) или направляет застройщику мотивированный отказ.
(в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1103)
(см. текст в предыдущей редакции)
8–1. Разрешение местного исполнительного и распорядительного органа требуется для проведения работ по:
изменению количества и (или) общей площади жилых помещений жилого дома;
изменению строительного объема или общей площади жилого дома и (или) нежилых построек;
замене несущих конструкций (отдельных видов таких конструкций) жилого дома и (или) нежилых построек;
устройству балконов или лоджий;
оснащению дополнительными видами инженерного оборудования жилого дома и (или) нежилых построек;
устройству (переустройству) наружных сетей, кроме магистральных.
(п. 8–1 введен постановлением Совмина от 20.10.2010 N 1526)
9. На основании разрешения местного исполнительного и распорядительного органа застройщик осуществляет:
9.1. разработку и согласование в установленном порядке проекта, а также при необходимости проведение его государственной вневедомственной экспертизы;
9.2. вынос осей объектов реконструкции в натуру (при необходимости выполнения таких работ);
9.3. получение положительного заключения либо согласования:
территориального органа архитектуры и градостроительства в соответствии с его компетенцией по проекту реконструкции;
государственной вневедомственной экспертизы по проекту инженерного оборудования (при подключении помещений жилого дома и нежилых построек к местным централизованным инженерным сетям и устройстве локальных инженерных систем);
государственной вневедомственной экспертизы по проекту на реконструкцию (для жилых домов высотой более двух этажей (более 10 метров);
9.4. разрешения Министерства культуры, если здание внесено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;
9.5. открытие финансирования.
10. Разрешительным документом на выполнение работ по инженерному оборудованию жилого дома и нежилых построек является письменное разрешение местного исполнительного и распорядительного органа.
На основании этого разрешения застройщик осуществляет:
разработку, согласование и государственную вневедомственную экспертизу проекта;
заключение договора подряда с исполнителем работ;
передачу построенных инженерных сетей на техническое обслуживание или на баланс соответствующим эксплуатационным организациям.
11. Отказ местного исполнительного и распорядительного органа в выдаче разрешения на реконструкцию одноквартирных, блокированных жилых домов и квартир в их составе, нежилых построек на придомовой территории может быть обжалован в порядке, установленном законодательством об административных процедурах.
(в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1103)
(см. текст в предыдущей редакции)
Глава 3
СОСТАВ, ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ РЕКОНСТРУКЦИИ
12. Проект реконструкции жилого дома и нежилых построек (далее — проект реконструкции), за исключением жилых домов и нежилых построек III уровня ответственности, разрабатывается по заказу и за счет средств застройщика по договорам с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующие специальные разрешения (лицензии).
Состав этого проекта регламентируется техническими нормативными правовыми актами.
13. Основанием для размещения заказа на разработку проекта реконструкции является решение местного исполнительного и распорядительного органа, а также комплект исходных данных на проектирование от заинтересованных организаций.
14. Согласование проекта реконструкции осуществляется территориальным органом архитектуры и градостроительства по представлению застройщика.
15. Государственная вневедомственная экспертиза проекта реконструкции осуществляется по представлению и за счет застройщика.
16. Проект инженерного оборудования жилых домов и нежилых построек подлежит согласованию с территориальным органом архитектуры и градостроительства, соответствующими эксплуатационными организациями, территориальным центром гигиены и эпидемиологии (при устройстве локальных канализационных систем) и государственной вневедомственной экспертизе в установленном порядке по представлению застройщика.
Состав этого проекта регламентируется техническими нормативными правовыми актами.
Глава 4
ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ
17. Реконструкция жилых домов высотой до двух этажей (до 10 метров) и нежилых построек, за исключением лицензируемых видов строительно-монтажных работ и работ по их инженерному оборудованию, может осуществляться силами самого застройщика на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении реконструкции.
18. Реконструкция жилых домов высотой более двух этажей (более 10 метров), а также производство строительно-монтажных работ по их инженерному оборудованию осуществляются по договорам подряда с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующие специальные разрешения (лицензии).
19. До начала производства строительно-монтажных работ подрядным способом в жилых домах высотой более двух этажей (более 10 метров), за исключением работ по инженерному оборудованию, производитель работ обязан в установленном порядке получить разрешение органов государственного строительного надзора на проведение работ в таких домах, а также разрешение на проведение раскопок, если проектом предусмотрена разработка грунта независимо от способа производства строительных работ.
20. Разрешение на проведение раскопок оформляется соответствующим структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа или уполномоченным им лицом в установленном порядке и выдается производителям работ.
21. Законченные реконструкцией жилые дома и нежилые постройки, а также выделенные согласованным проектом этапы реконструкции подлежат обязательной приемке в эксплуатацию приемочной комиссией, назначаемой местным исполнительным и распорядительным органом по ходатайству застройщика.
Порядок приемки в эксплуатацию законченного реконструкцией жилого дома и нежилых построек определяется законодательством.
22. До начала работы приемочной комиссии застройщик обязан представить в местный исполнительный и распорядительный орган исполнительную документацию:
решение местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении реконструкции;
согласованный проект;
акт выноса осей объекта реконструкции в натуру;
ведомость технических характеристик жилого дома, составленную по заявлению застройщика организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по результатам проверки характеристик недвижимого имущества;
документ, удостоверяющий сдачу застройщиком исполнительной топогеодезической съемки объекта реконструкции местному территориальному органу архитектуры и градостроительства или принятие заказа на выполнение таких работ;
документ, подтверждающий факт закрытия ордера на проведение раскопок, выдаваемый соответствующим структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа или уполномоченным им лицом, если при реконструкции выполнялась разработка грунта.
23. Составление технического паспорта на жилой дом и государственная регистрация изменения или создания в результате реконструкции недвижимого имущества осуществляются организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Глава 5
САМОВОЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
24. Самовольная реконструкция жилых домов и нежилых построек запрещена. Застройщик, осуществивший самовольную реконструкцию жилого дома и нежилых построек, несет ответственность в соответствии с законодательными актами.
25. В случае выявления самовольной реконструкции жилого дома и нежилых построек решение о принятии их в эксплуатацию и регистрации в установленном порядке либо о приведении в прежнее до реконструкции состояние принимается местным исполнительным и распорядительным органом.
Приведение жилого дома и нежилых построек в прежнее до реконструкции состояние выполняется застройщиком, осуществившим самовольную реконструкцию, лично или за его счет.
Наиболее частые вопросы и ответы
Таким образом, при определении того, возможно ли конкретное изменение жилого помещения, необходимо принять во внимание следующее:
- допустимы ли соответствующие изменения исходя из строительных, архитектурных, санитарных и иных специальных норм и правил;
- допустимы ли соответствующие изменения исходя из норм гражданского законодательства (наличие соответствующих правомочий у инициатора перепланировки и пр.).
Следует также отметить, что по вышеуказанным причинам возможность некоторых перепланировок может установить только местный исполком при рассмотрении каждого конкретного случая.
Для получения ответа на вопрос: «Можно ли сделать такие-то изменения или нет?» следует обращаться в структурное подразделение местного исполкома, отвечающее за вопросы архитектуры и градостроительства.
Собираюсь установить спутниковую антенну. Нужны ли какие-нибудь разрешения?
Да, разрешения нужны. Самовольная установка (то есть без соответствующих разрешений) на крышах и фасадах жилых домов индивидуальных антенн и других конструкций прямо запрещена подп. 12.6 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома. Что же касается порядка получения и вида соответствующих разрешений, то тут необходимо руководствоваться Положением о перепланировке квартир.
При этом работы по установке спутниковых антенн представителями местных исполкомов относятся, как правило, к разновидности работ по установке стационарного инженерного оборудования и, следовательно, осуществляются в порядке, изложенном в разделе «Порядок проведения работ, для которых требуются разрешение исполкома и разработка проектной документации».
Собираюсь установить кондиционер в жилом помещении. Нужны ли какие-нибудь разрешения?
Как и в случае со спутниковой антенной, разрешения и проект нужны. Работы по установке кондиционера осуществляются в порядке, изложенном в разделе «Порядок проведения работ, для которых требуются разрешение исполкома и разработка проектной документации».
Можно ли увеличить площадь санузла за счет жилой комнаты?
Скорее всего, увеличить площадь санузла за счет жилой комнаты вам не разрешит местный исполком.
Зато получить разрешение местного исполкома на увеличение санузла за счет коридора, прихожей и иных подсобных помещений шансов больше.
Работы осуществляются в порядке, изложенном в статье «Порядок проведения работ, для которых требуются разрешение исполкома и разработка проектной документации».
Можно ли присоединить к своей квартире часть подвала, чердака?
Наверняка, обладатели квартир, расположенных на первом или последнем этажах многоквартирного жилого дома, неоднократно задумывались над тем, чтобы легально присоединить к своему жилищу часть подвала под ним или часть чердака над ним.
Существуют препятствия для того, чтобы расширить свою квартиру за счет подвала либо чердака. Они предусмотрены как гражданским законодательством, так и архитектурно-строительными нормами.
Дело в том, что подвал и чердак не принадлежат на праве собственности отдельному гражданину, затеявшему ремонт. Это так называемое «общее имущество совместного домовладения».
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 08.01.1998 № 135–3 «О совместном домовладении» (с изменениями и дополнениями) общее имущество — обслуживающие более одного собственника части недвижимого имущества: межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, другие места общего пользования, конструкции дома, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри жилых и (или) нежилых помещений, элементы инженерной инфраструктуры, озеленения и благоустройства, а также отдельно стоящие объекты, служащие целевому использованию здания, и право землепользования.
Не удивляйтесь, что право землепользования включено в состав понятия «общее имущество» совместного домовладения, так как в данном случае речь идет о юридическом термине «имущество», которое включает в себя не только вещи (включая деньги и ценные бумаги), но и иное имущество, в том числе имущественные нрава, в отличие от обыденного понимания «имущества» в смысле «вещи».
Общее имущество совместного домовладения принадлежит всем жильцам дома, у которых имеются на праве собственности квартиры в этом доме.
Таким образом, подвал и чердак принадлежат всем собственникам квартир в данном доме в долях, пропорциональных площади занимаемых квартир. При этом продать или выделить в натуре долю в праве на такое общее имущество нельзя.
Кроме того, местный исполком может не согласовать подобного рода перепланировку исходя из технических соображений.
Тем не менее ничего невозможного нет. Теоретически возможна ситуация, когда часть подвала или чердака не имеет существенного значения для обслуживания многоквартирного жилого дома и собственники квартир не нуждаются в доступе в такие места. В данном случае части указанных помещений могут быть выделены в самостоятельные изолированные помещения (с проведением реконструкции жилого дома, при необходимости) и отчуждены в собственность лицу, которое нуждается в этих помещениях.
Однако все решения в приведенном случае должны приниматься всеми собственниками квартир дома (например, если их 300 человек — то все должны проголосовать «за»). Разумеется, такая реконструкция должна быть допустима с технической точки зрения. В общем, этот вариант возможен, но маловероятен.
Можно ли построить между своей квартирой и лестничной клеткой коридор?
Существуют ситуации, когда для различных хозяйственно-бытовых нужд граждане в многоквартирном жилом доме отгораживаются от общей лестничной клетки, в результате чего образуется «прихожая» перед входами в квартиры.
При этом отгородиться можно различными способами — от более или менее капитальной кирпичной кладки и установки дверей в существующий проем до возведения перегородок из гипсокартона.
В данном случае необходимо применять правила, изложенные в предыдущем подразделе, однако нужно учитывать следующие особенности:
лестничные клетки, площадки возле лифтов и сами лифтовые шахты являются таким общим имуществом, доступ к которому необходим более чем двум собственникам квартир. По этой причине легально «присоединить» такие помещения к квартире без согласия всех остальных жильцов дома нельзя.
И капитальность стен в названном случае значения не имеет: речь идет об общем имуществе, поэтому доступ к нему должны иметь все собственники квартир дома, а не только те, кто про-живает на данном этаже или в данном подъезде.
Если в квартире на первом этаже нет балкона, то разрешат ли его пристроить?
Для однозначного ответа на этот вопрос следует обратиться с соответствующими документами в местный исполком.
Можно отметить, что подобного рода перепланировки могут допускаться, например, только в ходе капитального ремонта всего многоквартирного жилого дома. Вполне может быть, что потребуется также согласие собственников квартир в этом доме.
Можно ли отгородить пространство под балконом на первом этаже со стороны улицы?
Собственники квартир на первом этаже иногда подумывают над тем, чтобы отгородить пространство под балконом со стороны улицы и получить в свое распоряжение погреб.
Как правило, подобного рода работы разрешаются при согласии местного исполкома и разработке проекта, то есть в порядке, изложенном в статье «Порядок проведения работ, для которых требуются разрешение исполкома и разработка проектной документации».
Можно ли соорудить камин в многоквартирном жилом доме?
В случае если речь идет о полноценном камине, который обогревает помещение за счет процесса горения (а не электричества), то, скорее всего (почти 100%), что местный исполком не согласует подобного рода работы.
Начнем с того, что при устройстве камина появляются дополнительные требования к пожарной безопасности, которые в большинстве случаев в наших многоэтажках нельзя выполнить. Кроме того, устройство камина связано с оборудованием соответствующей системы вентиляции, которая может влиять на режим работы уже существующих в доме систем вентиляции, дымо- и газоудаления, что недопустимо при перепланировках (см. раздел «Какие работы запрещены»).
Тем не менее для того, чтобы получить окончательный «приговор» по установке камина в квартире многоквартирного жилого дома, следует обратиться в местный исполком.
Можно ли объединить две квартиры по вертикали?
Возможно, у вас в собственности имеются две смежные по вертикали квартиры: одна — на втором этаже, вторая — на третьем. И вы хотели бы сделать из этих двух квартир одну. Теоретически объединить квартиры можно. Однако есть моменты, затрудняющие реализацию данной перепланировки на практике.
В частности, отсутствует специальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления слияния изолированных помещений по вертикали, поэтому оно осуществляется по правилам, применимым к слиянию помещений, смежных друг с другом по горизонтали.
Кроме того, местный исполком должен дать разрешение на такой вид работ при условии, что они возможны с технической точки зрения. Работы осуществляются в порядке, описанном в статье «Порядок проведения работ, для которых требуются разрешение исполкома и разработка проектной документации», с привлечением юридического лица либо индивидуального предпринимателя, имеющих лицензию на соответствующие строительные работы
Комментариев нет:
Отправить комментарий